Главная Новости Единый коридор для транспортировки этана и пропана
04 августа 2025, 21:07 515

Единый коридор для транспортировки этана и пропана

Единый коридор для транспортировки этана и пропана

Магистральные трубопроводы — инфраструктурные решения, реализуемые по всему миру. Так, например, в США, Индии и других странах построены современные этанопроводы, направленные на снабжение нефтехимических кластеров и расширение внутренней переработки газа.

В Казахстане активно развивается нефтегазохимическая отрасль — реализуются крупные инвестиционные проекты. В настоящее время в стране уже работает завод по производству полипропилена KPI. Основное сырье – пропан с Тенгиза доставляется на завод KPI по железной дороге. Однако этан для будущего завода по производству полиэтилена не может транспортироваться таким способом ввиду своих физико-химических свойств и высоких требований к условиям хранения. Строительство магистральных трубопроводов является наиболее экономичным и безопасным решением для транспортировки обоих продуктов.

В этой связи в 2026 году в Атырауской области начнётся строительство двух магистральных трубопроводов, протяженностью 210 километров, для транспортировки сжиженного этана и сжиженного пропана с газосепарационного комплекса на Тенгизском месторождении до интегрированного газохимического комплекса в районе Карабатан. Этот проект обеспечит надёжную логистику для сырья, необходимого отечественным перерабатывающим мощностям, и станет частью формирования устойчивого газохимического кластера.

Подробнее о реализации проекта магистральных трубопроводов рассказал технический эксперт Службы председателя правления KMG PetroChem Нуртас Нурибекович Шманов. За плечами Нуртаса Нурибековича более 40 лет опыта в сфере строительства и эксплуатации инфраструктуры для транспортировки нефти и газа.

Редкий инфраструктурный пример

На всём постсоветском пространстве единственным трубопроводом, транспортирующим этан в сжиженном состоянии на значительные расстояния, остаётся магистраль Оренбург–Казань, построенная в 1984 году. Новый проект в Казахстане станет первым этанопроводом, построенным после распада СССР, что подчёркивает его масштаб и технологическую значимость.

Подобные инфраструктурные решения также реализуются в других странах: в США, Индии и др. построены современные этанопроводы, направленные на снабжение нефтехимических кластеров и расширение внутренней переработки газа.

Технологический ритм

Сегодня пропан с Тенгиза доставляется на завод KPI по железной дороге. Однако этан не может транспортироваться таким способом ввиду своих физико-химических свойств и высоких требований к условиям хранения. Строительство магистральных трубопроводов является наиболее экономичным и безопасным решением для транспортировки обоих продуктов.

Кроме того, обеспечение стабильной работы газосепарационного комплекса (ГСК) требует равномерной и стабильной откачки этана и пропана. Несвоевременный вывоз одного из компонентов может привести к нарушению технологического баланса комплекса. Проект магистрального трубопровода предусматривает одновременную и равномерную транспортировку обоих продуктов, что обеспечивает стабильность и бесперебойность производственно-логистического цикла по всей цепочке: ТШО-ГСК-МТ-KPI-SILLENO.

Два продукта – один маршрут

В 2026 году в Атырауской области начнётся строительство двух магистральных трубопроводов для транспортировки сжиженного этана и сжиженного пропана с газосепарационного комплекса на Тенгизском месторождении до интегрированного газохимического комплекса в районе Карабатан. Этот проект обеспечит надёжную логистику для сырья, необходимого отечественным перерабатывающим мощностям, и станет частью формирования устойчивого газохимического кластера.

Оба трубопровода будут проложены в едином линейном коридоре, общей протяжённостью 210 километров каждый. Помимо самих трубопроводов, в состав инфраструктуры войдут воздушные линии электропередачи (ВЛ), оптоволоконная линия связи, вдольтрассовая автодорога для круглогодичного технического доступа и другие сопутствующие объекты трубопроводов.

Хотя технология строительства во многом соответствует общим стандартам для магистральных трубопроводов, в данном проекте особое значение имеет выбор стали  с учётом предотвращения криогенных рисков, связанных с физическими свойствами этана и пропана. К материалам трубы и запорной арматуры предъявляются повышенные требования по стойкости к низким температурам и давлению.

 

Труба под контролем

При строительстве трубопровода особое внимание уделяется предотвращению аварийных ситуаций, связанных с резким снижением температуры в случае выхода продукта, связанных с потерей герметичности трубопровода. Для этана такое снижение может достигать минус 100 °C, для пропана чуть ниже. Современное производство трубной продукции позволяет изготавливать стальные трубы с криогенной стойкостью до минус 60 °C. Именно поэтому важно изначально исключить возникновение условий, при которых возможно образование так называемых криогенных точек – зон с резким охлаждением. Это требует неукоснительного соблюдения всех технологических требований при выборе материалов и оборудования, контроля на всех этапах строительства, а также, что особенно важно, соблюдения технологических параметров при перекачке во избежание инцидентов и аварий.

Прокладка трубопровода осуществляется под землёй, на глубине до полутора метров от верхней образующей трубы. При этом температурные колебания грунта в Атырауской области незначительны в течение года, что создаёт стабильный температурный режим. В настоящее время все производители труб поставляют продукцию с заводской изоляцией, соответствующей требованиям заказчика. В нашем случае будет применяться усиленная внешняя изоляция, а сварные соединения дополнительно изолироваться при монтаже. Что касается электрохимической защиты, а также систем вдольтрассового электроснабжения и другого, они реализуются по классической схеме, проверенной в отрасли и обеспечивающей надёжную защиту трубопровода на всём его протяжении.

Трубопровод длиною в жизнь

Мой отец, Шманов Нурибек Набиевич, в 1952 году окончил Московский институт нефти и газа им. Губкина И.М. Он стал первым казахом, закончившим учёбу по специальности «Транспортировка и хранение нефти и газа » и освоившим эту профессию. После института начал трудовую деятельность механиком на магистральном трубопроводе Каспий – Орск, в то время самом протяжённом нефтепроводе СССР – 700 км. Многие годы работал на различных постах в трубопроводных компаниях в Западном Казахстане. В 1977 году успешно защитил кандидатскую диссертацию.

В детстве мои каникулы всегда проходили рядом с отцом – на трубопроводе. Для меня это было куда интереснее, чем пионерские лагеря. Поэтому выбор профессии стал для меня очевидным, как для сына первого казахского трубопроводчика.

Не просто трубы

С учетом специфики транспортируемого продукта необходимо готовить персонал с учетом новых технологических требований. Если мы будем привлекать операционный персонал, имеющий опыт работы, скажем, на нефтепроводах, важно понимать, что физико-химические свойства нефти и сжиженных углевородных газов этана и пропана в определенных ситуациях сильно разнятся. Это требует специальных подходов, методов и процессов при эксплуатации.

Кроме этого, необходима собственная, специализированная нормативная и научно-техническая документация, отражающая все особенности таких процессов. В этом направлении уже ведется работа.

В целом хочу подчеркнуть: миссия КазМунайГаза сегодня особенно ответственна. За последние 40 лет в нашем регионе не реализовывались проекты подобного масштаба. В настоящее время уже заложены основы и продолжается развитие важнейшего направления — нефтегазохимии Республики. При этом трубопроводная транспортировка сырья является неотъемлемой и значимой частью этого процесса.

Источник: munailymeken.kz

Еще больше новостей на нашем telegram-канале , подписывайся и будь в курсе!
АРХИВ ЖУРНАЛОВ SKNEWS
SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194) SK NEWS 31 октября, 2024№SK News №19-20 (248-249) SK NEWS 30 сентября, 2024№№17-18 (246-247) SK NEWS 30 августа, 2024№№15-16 (244-245) SK NEWS 31 июля, 2024№№13-14 (242-243) SK NEWS 01 июля, 2024№№11-12 (240-241) SK NEWS 07 июня, 2024№№9-10 (238-239) SK NEWS 30 апреля, 2024№№7-8 (236-237) SK NEWS 29 марта, 2024№№5-6 (234-235) SK NEWS 29 февраля, 2024№№3-4 (232-233) SK NEWS 01 февраля, 2024№№1-2 (230-231) SK NEWS 21 декабря, 2023№№23-24 (228-229) SK NEWS 01 декабря, 2023№№21-22 (226-227) SK NEWS 31 октября, 2023№№19-20 (224-225) SK NEWS 29 сентября, 2023№№17-18 (222-223) SK NEWS 04 сентября, 2023№№15-16 (220-221) SK NEWS 01 сентября, 2023 SK NEWS 28 июля, 2023№№13-14 (218-219) SK NEWS 30 июня, 2023№№11-12 (216-217) SK NEWS 31 мая, 2023№№9-10 (214-215) SK NEWS 02 мая, 2023№№7-8 (212-213) SK NEWS 31 марта, 2023№№5-6 (210-211) SK NEWS 28 февраля, 2023№№3-4 (208-209) SK NEWS 31 января, 2023№№1-2 (206-207) SK NEWS 14 декабря, 2022№№23-24 (204-205) SK NEWS 30 ноября, 2022№№21-22 (202-203) SK NEWS 01 ноября, 2022№№19-20 (200-201) SK NEWS 30 сентября, 2022№№17-18 (199-20) SK NEWS 31 августа, 2022№№15-16 (197-198) SK NEWS 28 июля, 2022№№13-14 (195-196) SK NEWS 30 июня, 2022№№11-12 (193-194)

Смотрите также

Видео Все видео
Фотоальбомы Все альбомы
Мы в социальных сетях:
Поддержка читателей:
+7 (7172) 99 97 86
Наш адрес:
г.Астана, ул. Е10,
дом № 17/10, АЗ «Зеленый квартал», блок «Т4» 12 этаж
E-mail: